Чтобы выйти на внешний рынок, Камчатке нужны эксклюзивные продукты



О трудностях и перспективах региональной пищевой промышленности – в интервью с сопредседателем камчатского регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Вадимом Повзнером.

О том, что Камчатке нужны свои пищевые продукты – качественные и доступные по цене – разговор ведётся много лет. Декларируются различные меры поддержки, которые власть вводит для предпринимателей, рискнувших заняться этим сложным бизнесом. Обнародуются масштабные планы по созданию на полуострове агропарков и т.п. проектов. Появляются различные новинки под маркой «сделано на Камчатке». Но львиную долю на потребительском рынке по-прежнему занимают привозные товары, и за пределами Камчатки продукты местных производителей встречаются крайне редко.

Можно ли изменить это положение дел? Что для этого надо? Какие трудности испытывают и какие задачи ставят перед собой сегодня пищевики Камчатки? Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы пригласили эксперта – Вадима Повзнера, который работает в пищевой промышленности полуострова с 2001 года, долгое время возглавлял Петропавловский хлебокомбинат. С 2013 по 2017 годы был Уполномоченным при Губернаторе Камчатского края по защите прав предпринимателей, затем принял решение вернуться в производственный сектор, и ныне развивает новое направление, переработку камчатских дикоросов, создав и возглавив Мильковский районный комбинат пищевых продуктов.  

- Вадим Маркович, как бы вы охарактеризовали текущую ситуацию в местной пищевой промышленности?

- Хочу отметить, что пищевая промышленность – одна из главных отраслей экономики, и она достойно себя проявляет в настоящее время. Конечно, когда старый уклад был разрушен, ряд пищевых предприятий не выстояли, но со временем возникли новые, которые подхватили их функции и успешно их выполняют. Жители региона покупают местные мясо, молоко, хлеб, овощи. Но вот овощи закрытого грунта – наша беда. Так и не смогли на Камчатке наладить их производство, здесь мы серьёзно отстаём от соседей, от того же Сахалина. Не знаю, почему так произошло, ведь были проекты предпринимателей, которые предлагали использовать термальные воды и в посёлке Термальном, и в Зеленовских озерках, бизнес-планы показывали, что себестоимость огурцов была бы около 100 рублей, помидоров – чуть больше.

Сейчас те предприятия, которые устойчиво стоят на ногах, продолжают развиваться, хотя трудности, безусловно, есть, но они связаны с положением дел в целом в экономике и в потребительском секторе. Думаю, всем известно, что средний чек падает, и идёт смещение в сторону продуктов эконом-класса, это говорит о том, что покупательная способность находится не на самом хорошем уровне. Люди отдают предпочтение более дешёвым продуктам. Появляются дискаунтеры, они идут даже в отдалённые районы, знаю, что в Мильково уже открылся дискаунтер, и думаю, что эта тенденция будет только нарастать.

Кроме того, по-прежнему сохраняется отток населения с Камчатки – люди уезжают, для пищевиков это значит, что уезжают едоки, и рынок сужается.

Так что главные трудности обусловлены тем, что потребительский рынок сейчас вялый и (старая больная серьёзная проблема) на Камчатке рынок локальный, узкий, специфический. Мы вынуждены конкурировать с завозной продукцией, которая априори дешевле, и можем брать только свежестью, качеством продукции – это заставляет нас быть всегда в тонусе.

В целом пищевики держат вектор на развитие.

- Находят ли они поддержку в лице местной власти?

- Да, и достаточно существенную. Если говорить о потребительском рынке, то ещё в 2011 году по решению губернатора была организована первая выставка-ярмарка камчатских товаропроизводителей. Идея оказалась плодотворной, такие ярмарки возникли по всему городу. Они оказали серьёзное влияние на ценообразование – в сторону снижения, и приобрели заслуженную популярность среди населения, да и гости полуострова тоже любят их посещать. Что касается производства, то по линии министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности есть 70 видов поддержки, это немало. Например, оборудование, которое приобретают пищевики, субсидируется в размере 50 процентов от его стоимости, а в животноводстве ещё больше.

- Делается ли что-то для того, чтобы выйти на внешний рынок, преодолеть одну из основных проблем – закрытость камчатского рынка?

- Правительство края стимулирует предпринимателей к выходу на экспорт со своей продукцией и активно помогает в этом. Обучает, проводит семинары, выставки. Вот сейчас наша компания «Юнет» будет заочно участвовать на коллективном стенде Камчатского края в Москве, представлять свою продукцию. Нам было бы накладно самим всё организовать, а когда это берёт на себя Агентство инвестиций и предпринимательства в лице своего подразделения Камчатского выставочно-инвестиционного центра, это хорошая помощь. Так же и на международных выставках. Не только организовывают и показывают, но и отрабатывают стратегию продвижения за рубеж, деятельно помогают, поскольку предприниматели, особенно малого бизнеса, не обладают необходимыми знаниями в области маркетинга, анализа рынка и т.д. Эти усилия уже дают первые ростки – один из предпринимателей выходит на зарубежный рынок с иван-чаем.  

- То есть камчатские товары способны, на ваш взгляд, выдержать конкуренцию за пределами края?

- Выходить с тем же, что делают в других регионах – смысла нет. Нужно предлагать продукцию, которой там нет, нечто необычное, имеющее камчатские корни. Ресурсы для этого есть, они пока не востребованы, нужно с ними работать.

- Сейчас Камчатка возлагает большие надежды на развитие туриндустрии. Отражается ли рост числа туристов на спросе на местные продукты? И насколько вообще перспективен этот сегмент рынка, на ваш взгляд?

- Мы понимаем, что туристы и туристические компании, их обслуживающие, это тоже рынок, и нам он интересен. Готовим различные предложения, но пока особых успехов нет. Казалось бы, людям должно быть интересно попробовать местную продукцию. Но, например, из красиво оформленных наборов, включающих продукты из камчатских ягод, которые наше предприятие подготовило специально для туристов с круизных лайнеров, не был продан ни один.

Сейчас у нас складывается хороший опыт сотрудничества с одной туристической компанией. Будем изучать – что ещё можно сделать в этом направлении. Но пока всё-таки туристов приезжает не много, и сезон короткий.

- А есть ли, по-вашему, в регионе тенденция к монополизации рынка пищевой промышленности?

- Такая тенденция наблюдается не столько на рынке, сколько в сфере торговли пищевыми продуктами. Я уже упоминал про дискаунтеры. С одной стороны, удешевление конечной цены для потребителя вроде бы хорошо, но моё мнение, что это не сильно добавляет маржи ни тому, кто этот дискаунтер устраивает, ни тем более производителю, потому что его вынуждают продавать свой товар дешевле, и (не работать же в убыток!) производитель начинает изощряться, чтобы выйти на цену, которую ему диктует трейдер. А покупатель, конечно, получает сиюминутную выгоду, хотя вопрос качества здесь очень неоднозначный. Тем не менее, люди делают свой выбор. Идёт переток покупателей от маленьких придомовых магазинов к дискаунтерам, те, кто не выдерживают конкуренции, просто сворачиваются, что снижает градус конкуренции.

Что будет дальше – сложно сказать. Возможно, потом, охватив большую часть рынка и заняв определенное положение, цены в дискаунтерах будут расти. Но всё делается в рамках законодательства. Сложно выживать другим предпринимателям? Да, но бизнес – он такой, никто не обещал лёгкой жизни. Этим предпринимателям тоже нужно искать возможности, чтобы не просто выживать, а успешно развиваться даже в этих условиях.

- В каком направлении искать?

- Продолжать работать над качеством и ассортиментом, улучшать подачу товара, его продвижение, изучать рынок. Несмотря на все трудности, останавливаться нельзя. За бизнесом – рабочие коллективы, ежемесячные выплаты зарплат, налоги и т.д.

К примеру, мы всегда ищем возможности для снижения издержек. Сумели добиться газификации для Петропавловского хлебокомбината – это существенно снизило затраты на энергию, появилась возможность обходиться без мазута. Мильковский комбинат ведёт заготовки дикоросов, рынок трудный. Качество наших продуктов лучше привозных, но это, увы, не отражается на объёме продаж. Ищем возможности удешевить заготовку. Идём по пути создания эксклюзивных продуктов из дикоросов Камчатки. Только тогда мы сможем пройти на рынки других регионов. Ну, что делать в Москве с нашим морсом, пусть и очень вкусным? А вот создадим какие-нибудь «цукаты из пучки» – тогда можно и за рубеж выходить. Я убеждён, что продукция из местного сырья, тем более дикорастущего, должна стать визитной карточкой региона. Конечно, рыба для Камчатки – основной ресурс, но, как говорится, не рыбой единой...

Беседовала Инна АНДРЕЕВА

 

 


1961 просмотров

Комментарии:

Добавить комментарий:

Ваши Ф.И.О.:*

Ваш E-Mail:*

Ваш телефон:*

Текст комментария:*



Комментарии:


A