Северный морской путь: драйвер экономики или…?



Реальность и планы

По СМП по итогам 2020 года было перевезено более 2,4 млн т генеральных грузов – (-9,8%), угля – 187 тыс. т (-20,1%), руды – 57 тыс. т (+5,6%), нефти и нефтепродуктов – более 8,2 млн т (+0,5%), газоконденсата – более 1 млн т (-13,9%), СПГ – более 18,6 млн т (+1,6%). Кроме того, было осуществлено 40 транзитных рейсов, в том числе 34 рейса судами под иностранным флагом. Всего перевезено более 1,2 млн т транзитных грузов различной номенклатуры, что в 1,8 раза больше, чем за предыдущий год. Объем перевозок сухо­грузов вырос в 4 раза – до 1,267 млн т, наливных грузов составил 13,2 тыс. т. Основной грузопоток транзитных перевозок осуществлялся в направлении Восток – Запад. Средняя продолжительность транзитного рейса – 8,3 суток. Сегодня основу грузоперевозок по Северному морскому пути составляет транспортировка сжиженного природного газа (СПГ) – примерно 65%. Компаниям, которые его производят, предоставлен целый ряд соответствующих налоговых льгот и преференций. В целях обеспечения круглогодичного использования СМП для транзита грузов из Азии в Европу идет реализация группировки атомных ледоколов «Лидер», также прорабатываются вопросы создания российского оператора контейнерных перевозок по СМП и строительства портов-хабов в Камчатском крае и Мурманской области, в том числе с участием иностранных инвесторов. Кроме того, в настоящее время идет строительство серийных универсальных атомных ледоколов «Сибирь», «Урал» и «Якутия». Они уже создаются на верфях Балтийского завода в Санкт-Петербурге. Также заключен контракт на строительство головного ледокола проекта «Лидер». Это сверхмощный корабль, который позволит круглогодично использовать СМП. После завершения строительства этой серии Россия будет обладать крупнейшей в мире группировкой серийных атомных ледоколов. Основным грузом на Северном морском пути должен стать СПГ из российских проектов. Производство СПГ в Арктике, согласно проекту стратегии, вырастет до 46,7 млн т в 2024 г., 73,5 млн в 2030 г. и 120 млн в 2035 г.), оставшиеся около 15% перевозки грузов должна занять нефть. Грузовая база, связанная с северным завозом, завозом импортных грузов, транзитом грузов из Европы в Азию оценивается в 2,3 млн т. Итого: 35,5 млн т – «Новатэк», до 30 млн т – «Роснефть», 8,4 млн т – «Газпром нефть» и «Норникель», 3,8 млн т – AEON, 2,3 млн т – иные грузы. Всего – 80 млн т.

Лед отступает

Росгидромет опубликовал доклад об особенностях климата в стране в 2020 г. В документе говорится и о тенденциях, выявленных на акваториях Северного морского пути.  «Отмечается стабильный тренд на сокращение ледового покрова Арктики: с 1980-х годов в районе Северного морского пути уменьшение составило пять-семь раз, в отдельные годы трасса к концу лета почти освобождается ото льда. В 2020 году площадь ледового покрова к сентябрю сократилась до рекордно низкого уровня — 26 тыс. кв. км», - пояснили в Минприроды.

MSC вновь отказалась от Севморпути.

Швейцарская Mediterranean Shipping Company (MSC, второй в мире контейнерный перевозчик) не будет использовать маршрут по Севморпути, возможные экологические риски из-за последствий судоходства в Арктике превышают коммерческую привлекательность короткого транзитного маршрута, сообщила компания. "В связи с недавними публичными дебатами о контейнерных перевозках в Арктике, Mediterranean Shipping Company подтверждает свою позицию, что не рассматривает Северный морской путь по экологическим соображениям", - говорится в заявлении MSC. "MSC не будет пытаться пройти сквозь тающие льды Арктики, чтобы найти новый маршрут для коммерческого судоходства, и я считаю, что эту позицию должна занять вся судоходная отрасль. Некоторые из наших коллег уже взяли на себя такое же обязательство – ставить сохранение окружающей среды Арктики выше прибыли. Северный морской путь не является ни быстрым решением текущих рыночных проблем, ни жизнеспособной долгосрочной стратегией", - сказал CEO MSC Сорен Тофт, слова которого приводятся в сообщении. Первое заявление об отказе от Севморпути из-за экологических рисков MSC сделала в 2019 году. Ранее с инициативой отказаться от использования СМП из-за экологии выступила французская контейнерная линия CMA CGM (третий в мире глобальный контейнерный перевозчик). В свою очередь власти России полны оптимизма. "Росатом" рассчитывает, что к 2035 году Севморпуть станет международным и национальным морским транспортным коридором, который будет конкурировать с южным маршрутом через Суэцкий канал.
СПРАВКА 40 транзитных рейсов, в том числе 34 рейса судами под иностранным флагом. Всего перевезено порядка 1 300 тысяч тонн транзитных грузов различной номенклатуры, что в 1,8 раза больше, чем за предыдущий год. Объем перевозок сухо­грузов вырос в 4 раза – до 1 267 тысяч тонн, наливных грузов составил 13,2 тыс. т. Основной грузопоток транзитных перевозок осуществлялся в направлении Восток – Запад. Средняя продолжительность транзитного рейса – 8,3 суток.
Источник: ИА РЖД.Партнер, fishnews и ИА Интерфакс

1122 просмотров

Комментарии:

Добавить комментарий:

Ваши Ф.И.О.:*

Ваш E-Mail:*

Ваш телефон:*

Текст комментария:*



Комментарии:


A