КАМЧАТСКИЙ МЁД ПОДДЕЛЬНЫМ НЕ БЫВАЕТ
Давно известно, что мёд полезен для здоровья. Он нормализует работу многих внутренних органов, улучшает состав крови, повышает иммунитет, является мощным источником энергии, предохраняет организм от преждевременного старения. Мёд содержит до 75% глюкозы и фруктозы, 20 аминокислот, белки, ферменты, витамины. Особенно много в мёде витаминов группы B и C.
Польза меда зависит от его качества, места и времени сбора. Наиболее полезным специалисты считают мёд, который собран в своей местности, поскольку он помогает бороться именно с той патогенной микрофлорой, которая распространена в вашем регионе. Происходит это благодаря тому, что растения и деревья, с цветов которых пчёлы собирают компоненты для «производства» мёда, приспосабливаются к особым климатическим и биологическим условиям региона.
Об особенностях камчатского мёда рассказывает председатель Общества пчеловодов Камчатки и его основатель, кандидат сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник НИИСХ п.Сосновка Иван Сергеевич Пичушкин. В своё время он защитил диссертацию по теме: «Разведение и содержание медоносных пчёл в условиях Юго-Восточной зоны Камчатки».
Иван Пичушкин родился и вырос в Сибири. Его отец до 80 лет держал пасеку, и в колхозе в своё время возглавил пчеловодство. А сын приехал на Камчатку по распределению, после института. Природа полуострова сибиряка равнодушным не оставила, и молодой человек обратил внимание на обилие насекомых-опылителей, среди который пчёл было непривычно мало.
- Однажды я гулял по полю, когда цвёл рапс – жёлтое всё кругом было, стоял запах мёда и гул от ос и шмелей. – рассказывает Иван Сергеевич. -Я посчитал: на одном квадратном метре сидело четыре-пять шмелей и от силы одна пчела (здесь, на Камчатке, живут земляные пчёлы). Вот у меня в сердце мысль и заронилась…
Из отпуска в родную Сибирь Иван Сергеевич привёз с собой одну пчелиную семью. Пчёлы перезимовали и на следующий год дали не только товарный мёд, но и дополнительную семью. С этого всё и началось. Знаний не хватало, и энтузиаст поступил в единственный институт пчеловодства в Советском Союзе, в г.Рыбное Рязанской области. И успешно его окончил без отрыва от производства.
Стал развивать своё увлечение, вступил в международную организацию под названием Апимондия. В 1997 году, на 100 лет пчеловодства, побывал в Бельгии - единственным представителем пчеловодов, от Камчатки до Новосибирска.
И по приезду из Бельгии организовал ячейку пчеловодов на полуострове. Первыми вошли в неё Валерий Васильевич Кравченко, Юрий Александрович Охоба, Геннадий Фёдорович Васильев, главный архитектор города.
- Каждый год мы собираемся в Южных Коряках, на участке у Геннадия Кондратьевича Анохрина, проводим медовый спас. У него 9 детей и около сотни пчелосемей. Вы понимаете, стоит только начать этим заниматься, любопытство раздирает и ведёт всё дальше и дальше, как на рыбалке! Остановиться невозможно! – с азартом говорит пчеловод.
ОСОБЕННЫЕ ПЧЁЛЫ
Рассказывая о главном деле своей жизни, в которое превратилось для Ивана Сергеевича пчеловодство, он проверял ульи, выставленные во дворе своего участка в Николаевке.
- У каждого улья – свой паспорт. Пишу дату, когда делал ревизию, отмечаю всю информацию: как матка, в каком состоянии пчёлы, сколько у них перги, мёда, хватит ли до того момента, когда зацветёт первый медонос у нас - одуванчик.
Матка каждый день сеет яйца, к июню месяцу их число достигнет двух тысяч в сутки. Молодая рабочая пчела вызревает из яйца за 21 день. Трутень – за 23 дня, а саму матку выводят за 18 дней – её вскармливают чистым маточным молочком. Матка работает три года, и она одна бывает дороже, чем весь улей.
Когда масса пчёл достигнет четырёх - пяти килограммов, они за один день будут давать до 5 килограммов мёда.
Пчёлиная семья за годовой цикл тратит до 100 килограммов мёда только на себя, им же надо и самим питаться, и личинок выращивать. А резервный мёд мы забираем. За зиму улей «худеет» на 10-12 килограмм.
Камчатские пчёлы – особенные, все они завозные. Я испытал здесь четыре породы пчёл – это вообще целая диссертация! Завёз среднерусскую, карпатскую, дальневосточную популяции и кавказских пчёл. И поставил их в пяти точках, чтобы не смешались: в Южных Коряках, Паратунке. Николаевке и Сосновке.
И стал следить: сколько мёда приносят, как зимуют. Кавказских я потом вывел – у них очень длинная адаптация. Среднерусские кусаются хорошо. А карпатские – золотая середина, и более доброжелательны, и уровень медосбора практически такой же, как у среднерусских. Дальневосточная популяция – это смесь пчёл, завезённых со всего земного шара, когда шло переселение на Дальний Восток. Эти пчёлы тоже хорошо работают.
Ещё в Крыму держу для души 20 ульев, в Балаклаве, под Севастополем. И я вижу, как они там работают – небо и земля! Наши пчёлы на порядок лучше! Потому, что там лентяи! Сама природа призывает лежать на пляже. Когда жара начинается, пчёлы все залазят под улей, и никто не летает! Потому что нет выделения нектара – жара его сжигает. А здесь у нас и температурный режим, и влажность другие. Кроме того, там пчёлы друг на друга нападают, воруют мёд, кусаются. А наши – нет. Хоть голый раздевайся – не тронут. Потому что кормовая база на порядок выше! Когда ты накормлен и напоен и всё у тебя есть, зачем кусаться?
Моя младшая внучка, Марьяна, чуть не с головой в ульи залазит. И пчёлы её чувствуют, не жалят. Они своих всех знают по запаху.
- Кстати о запахе. Какие на Камчатке самые хорошие растения-медоносы?
- Таких растений много - важно, сколько нектаровыделения даёт медонос.
Например, с Иван-чая нектаровыделение может доходить до тонны с гектара! А белый клевер даст только 120 кг. Сначала идут ивовые – пчёлы ещё по снегу летают и волокут пыльцу и нектар с вербы. У меня видео заснято, я показываю – пчеловоды на материке в шоке: как так, у тебя пчёлы по снегу летают? Мои летают! Потом - одуванчик, медуница. В мае у нас всё в одуванчике – ткните в любое место улей и собирайте мёд, не глядя. Одуванчик отцвёл – кругом белый клевер, на том же месте. Потом – осот, четыре или пять видов, а с июля до октября на полях всё красное: иван-чай цветёт.
- На ценниках часто пишут: мёд из росторопши, например. Это возможно?
- Это профанация! Так можно писать только в том случае, если положить под микроскоп каплю мёда и определить в нём количество пыльцевых зёрен конкретного растения. Например, если там свыше 50% пыльцы иван-чая, то можно сказать, что это преимущественно мёд из иван-чая. Но никак он не может быть с одного вида цветка! Правильно писать – цветочный!
Был я в Севастополе на Новый год. На площади Нахимова жулики 50 точек поставили и молотят под башкиров: мёд шмелиный, мёд осиный – и всё за тысячу рублей. Столько наглости! Я им говорю: бога хоть побойтесь, не позорьте башкиров! И куда администрация смотрит? Ну поставьте вы своих пчеловодов, пусть они нормальный мёд продадут!
- На вкус вы настоящий мёд определите?
- Не всегда, по большому счёту, всё должно быть по-порядочному. Могу сказать одно: у нас, на Камчатке, подделывать мёд не будут. Я знаю, что наши пчеловоды этого не делают. А вот те, кто завозят – да. Одни названия чего стоят!
Нашему производителю, кстати, чтобы выставить свой мёд на ярмарке, нужно кучу документов подготовить и заплатить за все эти дела немалые деньги!
Сегодня в нашем камчатском любительском обществе – больше восьмидесяти пчеловодов. Все пришли по зову души, от крупных бизнесменов до простых рабочих! Финансово ни одной копейки мы никогда не получили, кроме моральной поддержки. Но процесс пчеловодный здесь уже не остановишь. Это такое удовольствие, азарт, здоровье!
Наработаешься, придёшь, просто сядешь на пасеке – пчёлы гудят… Эти звуковые колебания соответствуют ритму нашего организма, без конца можно слушать. Потом, там, где пчёлы – самая здоровая зона, всё прополисом напитано. Поэтому пчеловоды и не болеют! Вот американцы давно это поняли: приносят на пасеку детей, и они там прекрасно спят. Я соседям говорю: не надо на меня бумаги жалобные писать, я уйду отсюда – болеть будете!
СПРАВКА
В мире на одного человека приходится примерно 400-500 граммов натурального мёда в год. А нужны килограммы, чтобы получалось хотя бы по 20-30 граммов в день.
На Камчатке, от Усть-Камчатска до Петропавловска, собирают мёд около трёх тысяч пчелосемей.
На заметку
Отличить настоящий мёд от поддельного в домашних условиях непросто. Но исключить наличие некоторых примесей можно.
Содержание в мёде воды можно проверить химическим карандашом: при проведении им по поддельному мёду след от него посинеет.
Примесь крахмала или муки можно проверить так: в разведённую водой в соотношении 2:1 пробу мёда капнуть спиртовой раствор йода. Если раствор посинеет – мёд фальсифицирован.
Сахар или свекловичную патоку в продукте можно определить, соединяя 5-10% водный раствор меда с раствором ляписа (нитрата серебра, продаётся в аптеке). Образование осадка белого цвета будет говорить о том, что мёд содержит указанную примесь.
Комментарии:
Комментарии:
Добавить комментарий: