Что будет с Северным морским путем



По оценкам специалистов, после 2050 года Северный морской путь (СМП) – кратчайший морской коридор из Азии в Европу – может стать доступным для круглогодичного прохождения судов без ледового усиления и ледокольного сопровождения. Таким образом, развивать СМП необходимо не только исключительно для обеспечения вывоза природных ресурсов из Арктики или «северного завоза», но также для осуществления контейнерных перевозок, для которых важна именно скорость доставки – ключевое преимущество СМП. Также Севморпуть интересен для перевозки грузов с высокой добавленной стоимостью.

Стоит отметить, что объем грузооборота по СМП растет с каждым годом. Только в 2016 году по нему было перевезено почти 7,3 млн тонн грузов, что на 35% больше, чем годом ранее, а общий контейнерный грузопоток на маршрутах, где использование Северного морского пути потенциально может дать существенный выигрыш грузоперевозчикам, оценивается в 455 тыс. TEU.

Вместе с тем в настоящее время реализация потенциала СМП как транспортного маршрута сдерживается целым рядом природно-климатических и экономических факторов. Помимо этого, сохраняются бюрократические, административные и торговые барьеры, наличие которых снижает привлекательность СМП в глазах потенциальных пользователей и инвесторов.

Святослав Степченков, начальник отдела судоходства ФГКУ «Администрация Северного морского пути» отметил, что 2017 году уже установлено несколько рекордов по длительности плавания транзитом в акватории СМП. Первый установил тяжёлый газовоз арктического класса «Кристоф де Маржери», который прошёл путь за 6,5 суток. Позже один из теплоходов преодолел его без ледокола за 6 суток.

По своей протяженности – 5600 км, от Карских ворот до бухты Провидения – Северный морской путь короче традиционного транспортного маршрута, пролегающего через Суэцкий канал. Согласно оценкам, при использовании СМП экономия расстояния между Северной Европой и Восточной Азией составляет 39%, времени – до 9 дней или 27%.

Сегодня в западном секторе СМП (от Мурманска до порта Сабетта) объем трафика уже сопоставим с европейским. В 2016 году объем перевозок грузов по трассам СМП составил почти 7,3 млн тонн, что на 35% больше, чем годом ранее. Росту грузооборота способствовала реализация проектов по строительству порта Сабетта и освоению газовых месторождений на Ямале. Всего по итогам 2016 года порт принял 120 судов, из них пять судов китайской транспортной компании COSCO. Увеличение общего трафика сказалось и на объеме транзитных перевозок. В 2016 году по СМП из Европы в Азию или в обратную сторону проследовали 19 судов с 214,5 тысячами тонн грузов (табл. 1, 2).

Объем перевозок по трассам СМП (с учетом транзитных грузов) в 2006-2016 гг., тыс. тонн

Год

Объем

2006

1956

2011

3111

2013

3930

2014

3982

2015

5392

2016

7265

2017

10729

Источник: ФГКУ «Администрация Севморпути», ФГУП «Росатомфлот»

Объем транзитных перевозок по трассам СМП (большой каботаж, импорт-экспорт) в 2010-2016 гг.

Данные

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Общий объем груза, тонны

111 000

820 789

1 261 545

1 355 897

274 000

39600

214 500

194
364

Общее число рейсов, ед.

4

34

46

71

25

18

19

28

if24.ru


1912 просмотров

Комментарии:

Добавить комментарий:

Ваши Ф.И.О.:*

Ваш E-Mail:*

Ваш телефон:*

Текст комментария:*



Комментарии:


A