Современное положение коренных народы Аляски и результаты этнокультурной политики



Аляска является крупнейшим штатом США с площадью 1 717 854 км2, что составляет около одной пятой территории нижних 48 штатов. Название «Аляска» происходит от алеутского слова, обозначающего материк или большую землю. Население Аляски составляет 748 4326 человека или около 0,43 человека на 1 км2, что делает его наименее густонаселённым штатом. Коренное население в 2015 г. насчитывало 109 515 чел. (не включая потомков от смешанных браков) или 14,63% от общего населения. В 2010 г. эта доля составляла 14,96%, в 2000 — 15,64%, что говорит о сокращении доли коренных жителей при росте их абсолютного числа.

Первые народы, населявшие Аляску, были тлинкиты, цимшианы, хайла и атапаски. Они являются предками современных американских индейцев. Племена имели свой язык и верования, занимались в основном рыбной ловлей. Гораздо позже (почти 8 тыс. лет назад) на земли Аляски приплыли народы, относящиеся к эскимосам или инуитам. Это были племена алеутов, алутииков и инупиатов.

ushistory.ru

В 1960-1980-е гг. общественный подъем и рост самосознания американских индейцев на фоне широкого движения за гражданские права привели к признанию прав коренного населения, в том числе Аляски и ценности их культурного наследия. Результатом стал постепенный отказ от ассимиляционной политики, переход к политике мультикультурализма и принятие ряда законодательных актов, направленных на обеспечение прав аборигенных жителей. Закон о гражданских правах индейцев (Indian Civil Rights Act) 1968 г. обеспечил распространение положений Билля о правах на индейские племена. Закон о свободе религии американских индейцев (American Indian Religious Freedom Act), принятый в 1978 г., отменил действовавшие ранее запреты на традиционные верования коренных народов. Также в соответствии с этим законом племена имеют право участвовать в принятии решений по управлению землями, на которых расположены сакральные места. Закон о благополучии детей индейцев (Indian Child Welfare Act) 1978 г. запретил распространённую практику отрыва детей-представителей коренных народов от своего племени. Закон о самоопределении и содействия образованию индейцев (Indian Self-Determination and Education Assistance Act) 1975 г. закрепил право племен самостоятельно распоряжаться грантами, которые выделяются правительством. Ранее направления расходования грантов определялись Бюро по делам индейцев.

Ряд важных изменений затронул сферу образования. В 1965 г. при Министерстве образования был создан Национальный совет по образованию индейцев, полностью состоявший из представителей коренных народов США. Закон об образовании индейцев 1972 г. обеспечил финансирование проектов, способствующих развитию возможностей на получение образования для представителей коренных народов. В 1975 г. индейским общинам было предоставлено право влиять на содержание образования и отбор учителей в школах, находящихся под управлением Бюро по делам индейцев.

Большее внимание к проблемам школьного образования в сельских территориях, где проживало преимущественно коренное население, стало уделяться на уровне созданного в 1959 г. штата Аляска. Результатом децентрализации школьной системы штата стало создание школьных округов. С 1965 г. правительство Аляски начало процесс по передаче школ в ведомстве Бюро по делам индейцев в управление штата. Этот процесс завершился только в 1985 г. В 1970-е гг. был отмечен рост интереса к языкам коренных народов и их сохранению. В 1971 г. был принят Закон Аляски о билингвальном образовании, разрешавший двуязычное образование в школах (на английском языке и на языке коренного народа). В 1976 г. суд постановил штат Аляска обеспечить сельские поселения средними школами.

Крупнейшим успехом в борьбе за права землю и ресурсы стало принятие Закона об удовлетворении требований коренных жителей Аляски (the Alaska Native Claims Settlement Act — ANCSA) в 1971 г. В соответствии с ним коренное население получило в собственность 12% территории штата в рамках исторических мест проживания, более 900 миллионов долларов компенсации, а также особые права на местное .Через членство в 12 региональных корпорациях, созданных в соответствии с культурно-лингвистическим делением штата, было обеспечено право на получение дохода для каждого представителя коренных народов. Корпорации стали собственниками земли и ресурсов, в том числе подземных, и существуют по настоящее время. Их правовой статус аналогичен другим корпорациям, ведущим коммерческую деятельность. Кроме региональных корпораций в населенных пунктах были созданы 200 поселковых корпораций, владеющих ресурсами, которые находятся на поверхности земли. Закон об удовлетворении требований коренных жителей Аляски стал для своего времени наиболее успешным примером обеспечения прав коренных народов на землю и природные ресурсы.

С начала 2000-х гг. федеральное правительство принимает меры по привлечению американских индейцев к формированию государственной политики в отношении коренного населения. Это обязательство закреплено в приказе президента США 13175 «Консультация и координация с правительствами индейских племен» от 6 ноября 2000 г. В 2009 г. при администрации президента США была создана должность советника президента по делам коренного населения. В 2013 г. при администрации президента был создан Совет по делам коренных американцев. Со стороны коренного населения США ключевую роль в процессе консультаций между правительством и индейцами играет основанный в 1944 г. Национальный конгресс американских индейцев (НКАИ), который является крупнейшей организацией, объединяющей индейские племена .

Современное положение коренных народы Аляски и результаты этнокультурной политики

Аляска является крупнейшим штатом США с площадью 1 717 854 км2, что составляет около одной пятой территории нижних 48 штатов. Название «Аляска» происходит от алеутского слова, обозначающего материк или большую землю. Население Аляски составляет 748 4326 человека или около 0,43 человека на 1 км2, что делает его наименее густонаселённым штатом. Коренное население в 2015 г. насчитывало 109 515 чел. (не включая потомков от смешанных браков) или 14,63% от общего населения. В 2010 г. эта доля составляла 14,96%, в 2000 — 15,64%, что говорит о сокращении доли коренных жителей при росте их абсолютного числа. С учётом отрицательного сальдо миграции за этот период (см. рис. 3), можно сделать вывод, что данная тенденция обусловлена более низким естественным приростом аборигенного населения.

https://cyberleninka.ru


9371 просмотров

Комментарии:

Добавить комментарий:

Ваши Ф.И.О.:*

Ваш E-Mail:*

Ваш телефон:*

Текст комментария:*



Комментарии:


A