ПРИНИМАЕМ НА СЕБЯ ЧУЖУЮ БОЛЬ



В этом году исполняется 90 лет уникальному учреждению здравоохранения Камчатки, аналогов которому нет не только на полуострове, но и далеко за его пределами. Елизовская районная больница по возрасту старше краевой. А по числу отделений, филиалов и, как выражаются чиновники, объектов недвижимости, превосходит её многократно.

Об истории развития неповторимой клиники, становлении коллектива единомышленников, проблемах и перспективах развития журналисту рассказал главный врач Елизовской районной больницы Андрей СТРУЖКИН.

- Я сам родился на Камчатке, и помню, как в начале 70-х в Елизово открылась новая поликлиника. На тот момент это была современная амбулатория, и мы гордились этим. Когда работаешь каждый день, не так замечаешь перемены. Но вот я готовил отчёт и с удивлением понял, какая огромная работа проделана, особенно за последние 10 лет.

Многое изменилось в больнице. Все воспринимают, как должное, что у нас есть высококачественное оборудование: аппараты УЗИ, рентгентехника, наркозные аппараты, эндоскопы, компьютерный томограф. Мы привыкли к высоким технологиям. Ведь как сейчас? Больной поступает в реанимацию – через полчаса он уже практически полностью обследован. УЗИ и компьютерную томографию сделали, все анализы взяли, рентген провели, кардиограмму сняли. 30 лет назад УЗИ было в диковинку, первый аппарат появился в онкодиспансере. А сейчас новейшая аппаратура есть у нас и в перинатальном центре, и в поликлинике, и в стационаре, и даже мобильный аппарат, необходимый лежачим больным.

Диагностика шагнула далеко вперёд!

Я когда в 1998 году начал внедрять лапароскопический метод лечения желчно-каменной болезни, это была революция! Недавно поднял старые операционные журналы 70-х годов: 2-3-5 операций по удалению желчного пузыря в год при населении больше 70 тысяч. В наше время мы уже делаем по 2-3 операции в неделю, именно лапароскопических, малотравматичных, когда человек встал сразу и пошёл, а через два дня выписался. Потому что УЗИ стало доступно каждому человеку. Заболеваемость желчно-каменной болезнью очень высокая, раньше люди просто не знали, от чего умирали. А с внедрением нового оборудования в разы упала смертность, были годы, когда ни одного случая смерти от желчно-каменной болезни не зафиксировано! То же самое касается и родовспоможения, когда диагноз пороков развития ставится внутриутробно. Это очень важно!

Сделано много. Но мы понимаем, что всё равно недостаточно! Наши пациенты требуют каждый день всё больше и больше. Все смотрят телевизор, читают газеты, бывают за границей и хотят более высокого уровня оказания медицинской помощи. При этом позволяют себе хамить врачам…

Но главная проблема сегодня всё-таки кадровая: острый недостаток врачей и среднего медицинского персонала.

- Почему так происходит? Зарплата низкая?

- Нет. Сейчас, согласно постановлению правительства и нашего регионального министерства, зарплата медсестёр должна равняться средней зарплате на производстве. Это на сегодняшний день 60 тысяч рублей. У врачей – 200% от средней зарплаты на производстве, то есть 120 тысяч. Но фраза «средняя зарплата» - хитрая. Это не значит, что каждый врач и каждая медсестра такую зарплату получают. Конечно, в стационаре, где много дополнительной работы, ночных дежурств, врачи получают больше. Всем сделать одинаково мы не можем, да, наверное, так и не должно быть.

И всё же в последние полгода отток кадров, текучка немного приостановились. Особенно у санитарок, с изменением их статуса: теперь это младшая медицинская сестра, квалифицированный специалист, которых готовит медколледж, с такой же средней зарплатой в 60 тысяч рублей.

Тем не менее, дефицит кадров огромный. Причины разные. У нас в крае действует программа по привлечению врачебных кадров из других регионов. Камчатка по сравнению с Сибирью и остальным Дальним Востоком выглядит более привлекательно для врачей: – у нас зарплаты высокие, коэффициенты работают, климат неплохой. И народ пошёл – из Забайкалья, Амурской области и даже из Центральной России приезжают. Врачи получают подъёмные, жильё.  Если специалист ценный, стараемся сразу платить все надбавки, чтобы он получал полноценную зарплату. Вы знаете, каков оклад врача на ставку по единой тарифной сетке? 15 тысяч! Это у нас – надбавки, коэффициенты, программа работает, хотя на самом деле из оклада в 15 тысяч сделать 120 очень сложно, изыскиваем всевозможные  доплаты. Но хоть так!

В этом году мы получили 7 однокомнатных квартир, в том числе 2 квартиры дали хорошим, грамотным медсёстрам, остальные – врачам. Сейчас идёт процедура приобретения служебной квартиры для педиатра в Сокоче – детского врача там нет уже несколько лет. В последние годы молодые специалисты стали приходить, хотя качество медицинского образования упало – в мединститутах тоже проблемы с кадрами. И молодые врачи слабо подготовлены, их надо учить. И всё же кадровая проблема остаётся. Престиж профессии необходимо поднимать!

В СРЕДНЕМ ПО БОЛЬНИЦЕ...

Особенность Елизовской больницы – в большой территории и разбросанности строений. В самом Елизово это стационар из семи корпусов и две поликлиники – взрослая и детская. И ещё два недостроенных здания, брошенных в эпоху перестройки. Если постоять немного на улице, то можно увидеть, как  по больничной территории туда-сюда снуют люди в белых халатах с контейнерами и документами. Терапия с детством – одно здание, инфекция с неврологией – другое. В трёхэтажном строении – роддом, женская консультация, рентген, реанимация и компьютерный томограф. Хирургия и травматология – тоже отдельное здание, через дорогу. Нередко можно увидеть такую картину: больного из реанимации, который пошёл на поправку, укладывают на носилки, грузят в подъехавшую машину и везут в терапию или хирургию, по профилю заболевания. Или из хирургии - на рентген. Для перевозки малоподвижных больных из корпуса в корпус сформирована даже специальная бригада рабочих.

А вообще Елизовская районная больница - это 42 объекта недвижимости, в том числе 9 амбулаторий и 8 ФАП-ов (фельдшерско-акушерских пунктов). Только одного персонала – 960 человек. Из них более 140 врачей и около 400 медсестёр. И хозяйственные службы, для которых в большом больничном хозяйстве каждый день есть дело: здесь сотни дверей, тысячи окон, километры труб канализации и водопровода, электросети. Всё это хозяйство зачастую ветхое, требует ежедневного контроля и внимания главного врача. И сложившееся положение в здравоохранении Елизовского района, края и России вообще Андрей Петрович принимает близко к сердцу.

- Вот представляете, в декабре у нас случилась авария в системе отопления Раздольненской амбулатории, которая питается от сельской котельной, - делится наболевшей проблемой главный врач. – Приходится договариваться с муниципалитетом. Сейчас мы постепенно стараемся переводить сельские амбулатории на локальную систему отопления, чтобы не зависеть ни от кого. В деревнях всё тоже ветхое! В этом году сделаем локальное отопление в отдельно стоящей Новолесновской амбулатории и в Раздольненской.

Между Коряками и Лесным есть посёлочек Березняки, бывший Военный совхоз. Там живёт человек 300, нет фельдшера, да и сам фельдшерский пункт признан непригодным к использованию. Ново-Авачинский совхоз, где норок выращивали, помните? Раньше там был производственный посёлок, амбулатория. А сейчас фельдшерский пункт проще не ремонтировать, а бульдозером снести. И ещё несколько таких посёлков есть. Но в этом году мы приобретаем передвижной фельдшерский пункт. Планируем по графику ездить по тем посёлкам, где нет персонала, для оказания медицинской помощи. Мы здесь ещё как-то находим выход из положения, а что делается на Северах, в Пенжинском районе, представляете?

Я когда бываю на учёбе за пределами Камчатки, общаюсь с коллегами из других лечебниц, все удивляются – ни у кого такой уникальной больницы нет, как в Елизове! 

МЕЧТА ГЛАВВРАЧА

- Андрей Петрович, а что же в перспективе? Есть надежда на улучшение?

- Да, перспектива появилась! Я 35 лет работаю в Елизове, и все эти годы задавался вопросом: а нельзя ли построить нормальный единый корпус со всеми службами, общим приёмным покоем, рентгеном, реанимацией, отделениями стационара? Тогда ведь вся инфраструктура меняется!

И вот забрезжила надежда: инициатива исходила от нашего губернатора. Сейчас краевой министр здравоохранения решает финансовый вопрос, нам выделяют деньги на проектирование нового корпуса, он будет возведён на месте недостроя. Проект ориентировочно стоит около 30 миллионов рублей. По санитарным нормам в отдельных строениях останутся инфекционное отделение и роддом, остальные службы поместятся в одно здание. И не надо будет никуда бегать!

Моя личная надежда и мечта – осуществить это строительство, тогда я буду считать, что не зря проработал здесь 35 лет.

- И ещё одно,  - с азартом делится заветными планами главврач. – Если всё получится, то освободится двухэтажное здание терапевтического корпуса, которое строилось в семидесятых годах как малосемейное общежитие. Планировка там изменилась мало. Сейчас мы его капитально отремонтировали, так что сделать небольшой дополнительный ремонт – и вот вам готовое малосемейное общежитие на 20 квартир для молодых специалистов и медсестёр! Я это написал в письме губернатору. А на месте хирургического корпуса можно развернуть химико-токсикологическую лабораторию – сейчас обязательное требование такой экспертизы, на алкоголь и наркотики. На месте старого морга планируем построить ОТХ – отделение утилизации отходов, это будет нам обходиться гораздо дешевле вывоза мусора.

- Расскажите про коллектив: как вам удалось его сохранить?

- Бережём каждого сотрудника! За это трудное время – можно все рассказы начинать с этой фразы, мы постоянно в состоянии каких-то перемен - нам удалось сохранить костяк коллектива в основных отделениях: хирургии, родовспоможении, гинекологии, травматологии. Люди не разбежались. Хотя были времена с копеечной зарплатой, это только в последние годы пошла поддержка. Конечно, есть работники, которым и по 70, и даже по 80 лет, и они продолжают работать. Не всегда из-за материальных причин. Вот, например, Валентина Владимировна Дудина, заместитель главного врача по экспертной работе. По специальности она врач-окулист, сейчас - председатель врачебной комиссии во взрослой поликлинике. То есть, всё, что связано с нетрудоспособностью, продлением больничного, оформлением инвалидности, отправкой больных на лечение за пределы Камчатского края, экспертиза всех карт – это её работа. 26 мая ей  исполнилось 80 лет. Она всю жизнь провела здесь, настолько незаменимый специалист, что я уговариваю её не уходить на заслуженный отдых, пока не подготовит себе замену. У неё ясная голова, все приказы, документы и руководства знает на память, и мне без неё будет очень сложно.

До прошлого года у нас работал врач-хирург Григорий Васильевич Шкура, ушёл на пенсию в 80 лет, тоже всю жизнь здесь проработал, был заведующим хирургическим отделением. Виктор Алексеевич Алейников – это доктор, которого знают и любят все женщины Елизова. Гинеколог, заведующий гинекологическим отделением – замечательный человек и специалист, очень скромный. Мы много раз пытались подать документы на присвоение ему звания заслуженного врача России. Но он отказывается - процедура присвоения очень сложная.

С первого дня после окончания института работает в травматологии Александр Иванович Назаренко, вот уже 42 года. Владимир Артамонович Фёдоров - чуть помладше, тоже врач-травматолог, почти 40 лет на посту. Очень многие медицинские сёстры продолжают трудиться, хотя уже должны уйти на пенсию. Вот у меня на столе лежит грамота, хочу лично вручить: Любовь Фёдоровна Краузе, всю жизнь – перевязочная сестра в хирургии, ей исполнилось 28 мая 70 лет, и она не снимает белого халата. Акушерок много опытных, участковых врачей. Например, Татьяна Ивановна Сурядова, участковый педиатр в Раздольном. Образно говоря, её каждая собака в посёлке знает, не говоря уже о людях. Она там родилась, выучилась в Архангельском мединституте, вернулась на родину и уже 33 года лечит детей. Очень авторитетный, уважаемый человек, настоящий народный, сельский врач, была депутатом районной думы. Сейчас она руководитель Раздольненской амбулатории, и с этим учреждением у меня нет никаких проблем.

Таких людей удалось сохранить! В наше время, когда я начинал работать, у нас врачей-интернов в разные отделения по 5-8 человек приходило одновременно. Я приехал в 1983 году, интернатуру закончил здесь в 1984-м – и не было места в хирургии! Пришлось год в поликлинике работать. А сейчас с кадрами просто беда!

СИЛЬНЕЕ ЛЕКАРСТВА

Ни компьютер, ни всё высокотехнологичное оборудование не заменят доктора, уверен лавный врач Елизовской районной больницы. Ведь «железо» можно купить, а врача, принимающего больного, ничем не заменишь.

- И хотелось бы, чтобы у врача было время выслушать больного! Ведь порой на пациента, особенно пожилого, душевный разговор с доктором действует сильнее, чем лекарство. А если врач ещё руку на плечо положит, погладит – всё, пациент ушёл счастливый, и неважно, что ему назначили.

Вы знаете, что за последние несколько лет приём в поликлиниках сократился – люди ушли в частные структуры. Там с ними врач спокойно разговаривает минут 30-40. А у нас – гонка. Доктор вместо 15 человек по норме принимает всех 30, которые сидят перед кабинетом. Мы не должны никому отказывать! И вместо положенных 12-15 минут на пациента у врача остаётся 6-8…

Но поверьте, сегодня ни один врач, даже совсем ленивый, не работает на ставку. Все – в день, в ночь, с дежурствами. Уговариваем! Дыры надо закрывать! Ну как это – детский сад оставить без медика, школу – без фельдшера? По Елизову из 18 участковых терапевтов выходят только 5. Поэтому на ставку работать сегодня – роскошь!

А ведь врач должен быть отдохнувшим, всегда готовым к работе. Мы же принимаем на себя чужую боль! Для этого самому нужно быть в хорошей форме.

Да, у молодых врачей сейчас и мышление другое – они сразу отправляют больного на обследование. А мы в своё время голыми руками работали и ставили диагноз по симптомам. Должно быть сочетание природного чутья, опыта, знаний, образования и, конечно, техники. И тогда мы сможем многое. А сострадание к больному и милосердие держится у нас в крови ещё с советских времён: так нас учили.

СПРАВКА

Взрослая поликлиника Елизовской районной больницы рассчитана на 500 посещений в смену и перекрывает эту норму в три раза. С перегрузками работает и детская поликлиника на 300 посещений в смену, и женская консультация на 150 посещений. Работы врачам ещё прибавилось после введения всеобщей диспансеризации.

Адрес: Елизовской больницы: г.Елизово, ул. Погранична, дом 18.

Телефоны: 8(415-31) 6-14-65, 6-25-93.

E-mail: erb@gbuz-erb.ru


2364 просмотров

Комментарии:

Добавить комментарий:

Ваши Ф.И.О.:*

Ваш E-Mail:*

Ваш телефон:*

Текст комментария:*



Комментарии:


A